понедельник, 3 июля 2023 г.

Сертификат участника

II Региональная научно-практическая конференция" Композитор необычного дарования"  



А. С. Даргомыжский - новатор русской оперы


Е. В. Колонтаева

концертмейстер МБУ ДО ДШИ

г. Ярцево Смоленской области

http://museyar.ru/

 skolaiskusstv@mail.ru

8(48143)7 41 42

+7(962)190 38 84

А. С. ДАРГОМЫЖСКИЙ – НОВАТОР РУССКОЙ ОПЕРНОЙ ШКОЛЫ

 

Имя Александра Сергеевича  Даргомыжского в списке классиков русской музыки прочно занимает вторую позицию после М. И. Глинки. В профессиональном плане творчество А. С. Даргомыжского повлияло на развитие отечественной музыки, на мировоззрение современников – Балакирева, Мусоргского, Бородина, Кюи, Римского-Корсакова. Пианист, скрипач, композитор, учитель пения, сотрудник журнала, председатель русского музыкального общества, Александр Сергеевич Даргомыжский пошел по пути углубления реалистического отражения.

В современных концертах классической музыки продолжают звучать некоторые из вокальных произведений Даргомыжского, такие его романсы, как «Я здесь, Инезилья», «Оделась туманом Гренада», а о его последней, неоконченной опере можно сказать, не задумываясь: «Каменный гость» - гениальное и новаторское произведение искусства.  Его опера «Русалка» является неотъемлемой частью репертуара оперных театров многих стран.

В то же время, многие произведения Даргомыжского несут на себе печать дилетантизма. Но нельзя говорить об этом, как бывает часто, с оттенком снисходительности. В 1813 году, когда появился на свет Александр Сергеевич, образованный дворянский класс составлял  1 % всего населения России. И указ Екатерины II , освобождавший дворян от принудительной службы, был еще очень молод.

Свобода выбора – это хорошо, но и на жизнь надо зарабатывать. Лишь отпрыски самых богатых и знатных семей могли позволить себе отдаться искусству полностью. Большинство юношей дворян становились либо чиновниками, либо военными.

В 14 лет юный Александр освоил профессию канцеляриста, а в отставку вышел лишь через 16 лет в чине титулярного советника. Покинув службу, Даргомыжский целиком отдался композиторскому творчеству, что составляло смысл его существования, продолжая жить с родителями до самой их смерти: жены и детей у него не было.

Александр Сергеевич Даргомыжский имел дворянское происхождение. Родился  14 февраля 1813 года. До пятилетнего возраста он прожил с родителями в родовом гнезде Юхновского уезда на Смоленщине.  Время переезда семьи в Петербург совпало с радостным событием: заговорил всеобщий любимец Сашенька. Родители пеклись о судьбе своих детей и приглашали в дом учителей, чтобы дать детям разностороннее образование. Особое внимание в семье Даргомыжских  уделялось музыкальному образованию детей. В 1819 году маленького Сашу начала учить игре на фортепиано молоденькая Луиза Вольгеборн, которая два года больше восхищалась хорошеньким мальчиком, чем давала уроки. В 1821 году пригласили Адриана Данилевского, который был жесток и суров и безжалостно уничтожал те пьески и романсы, которые Саша приносил ему на показ. Заметив склонность ребенка к музыке, отец пригласил еще одного музыканта – П. Г. Воронцова, скрипача из крепостного оркестра П. Юшкова. Саша освоил скрипку, альт, часто играя в квартетах.   Позже были и другие  учителя-музыканты, такие как концертирующий пианист из Вены Франц Шоберлехнер, учитель пения из Берлина Бенедикт Цейбих. Далее он шел по пути музыкального образования самостоятельно.

Множество интересных людей собирал у себя  писатель и музыкальный критик В. Ф. Одоевский, «…Пушкин слушал благоговейно Жуковского…Гоголь подслушивал светские речи… Даргомыжский замышлял новую оперу и мечтал о либреттисте…», - вспоминал В. А. Соллогуб.

В литературном салоне Н. М. Карамзина собирался кружок, состоявший из цвета тогдашней интеллигенции. И здесь Даргомыжский музицировал, исполняя романсы.

Бывал Александр и на собраниях музыкальной молодежи в семье Титовых. Софье Титовой он посвятил одно из своих сочинений.  Дружил он и с известной певицей – Александрой Мусиной-Пушкиной, с которой разучивал и пел романсы. Не раз посещал Александр Сергеевич музыкальные вечера пианистки Е. Уваровой, сестры декабриста Лунина. Ей Даргомыжский посвятил вариации на тему песни «Чем тебя я огорчила».

В 1830-х годах Даргомыжский знакомится с популярным поэтом А. Тимофеевым, романтиком и песенником, и создает романсы на его стихи: «Каюсь, дядя, черт попутал», «Свадьба», «Баба старая» и другие. Встреча с другим поэтом А. Плещеевым расширяет его литературные интересы и увлекает в творчество французского романтика Виктора Гюго.

Но с той огромной ролью в творчестве А. Даргомыжского, которую сыграла дружба с Михаилом Глинкой, не могут сравниться эти интереснейшие знакомства. Сама судьба свела молодого Даргомыжского не просто с талантливым композитором, а поистине с титаном, основоположником  русской музыки. В то время близится к завершению опера Глинки «Иван Сусанин». Даргомыжский знает наизусть отдельные фрагменты оперы, он берется за хлопоты и заботы о постановке у М. Ю. Виельгорского.

Театральную премьеру «Ивана Сусанина» друзья отмечали у А. В. Всеволожского. Передовая критика высоко оценила оперу. В. Одоевский заметил: «…существование русской оперы, русской музыки, народной музыки…С оперою Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе, - новая стихия в искусстве, и начинается новый период  - период русской музыки…»

Пример старшего товарища вдохновлял Даргомыжского на серьезные творческие свершения, его потянуло к опере. И вот тут-то…Отношение к композиторам в тогдашнем обществе, а главное, в театрах лучше всего иллюстрирует статья «О вознаграждении сочинителям» принятого в 1827 году «Положения об управлении петербургскими театрами». По иронии судьбы, текст положения, регламентировавшего деятельность императорских театров, был составлен Сергеем Николаевичем Даргомыжским, отцом Александра Сергеевича, служившим в ту пору чиновником особых поручений при министре П. М. Волконском.

Именно об этом документе саркастически напоминает Цезарь Кюи в своем послании в связи со скандальной ситуацией, возникшей вокруг постановки «Каменного гостя» в Мариинском театре.

Помимо всего прочего, в «Положении» предписывалось ограничивать вознаграждение российских композиторов суммой, не превышающей 1143 рублей серебром, а оплачивать труд либреттиста приходилось самому композитору. Гонорар зарубежных композиторов в случае заказа им произведений для русской театральной сцены не ограничивался. Им платили в десять - пятнадцать раз  больше, чем своим. Как говорится, без комментариев…

Большая романтическая опера  давно привлекала Даргомыжского: в Петербурге с успехом шли «Немая из Портичи» Ф. Обера, «Роберт-дьявол» Дж. Мейербера. В те годы Петербург зачитывался романом В. Гюго «Собор парижской богоматери». Роман трогал читателей симпатией автора к униженным и оскорбленным, благородством героев. Даргомыжский, уже почти решившийся взяться за сочинение оперы на сюжет Гюго «Лукреция Борджиа», последовал совету В. А. Жуковского: в 1838 году взялся за «Эсмеральду», использовав либретто автора на французском языке. Сочинение оперы заняло около четырех лет и завершилось в 1842 году. Композитор представил партитуру с собственным переводом либретто на русский язык в дирекцию императорских театров. Он надеялся увидеть свою оперу на сцене в Петербурге. Однако злоключения «Эсмеральды» продолжались восемь лет. В 40-х годах русская оперная труппа «за ненадобностью» была переведена из Санкт-Петербурга в Москву, и в столице безраздельно господствовали итальянцы. Соответственно, и русским композиторам, желавшим вслед за Глинкой попробовать себя в настоящей опере, рассчитывать было не на что.

Дирекция русских императорских театров  относилась скептически к самой возможности создания композиторами-соотечественниками конкурентоспособных опер. Чтобы доказать обратное, они должны были выдавать шедевры мирового уровня. Но при отсутствии полноценного образования, сформированной национальной традиции , не говоря уж об опыте, такое требование было просто невыполнимо.

Недоброжелатели тормозили постановку. Наконец весной 1847 года после неоднократных просьб, ходатайств и переговоров, была назначена постановка  «Эсмеральды» в Москве. А пока в Петербурге на частных музыкальных собраниях изредка исполнялись музыкальные номера из оперы. Целиком «Эсмеральда» прозвучала на домашнем спектакле, устроенном с помощью учеников и друзей.

В России композиторам – первопроходцам неизбежно приходится идти по тернистому пути проб и ошибок. Творчество Даргомыжского – это запечатленный в нотах процесс формирования большого таланта, реализующегося с трудом на некомфортной, невозделанной почве его взрастания.

Опера-балет «Торжество Вакха» А. С. Даргомыжского ожидала своей постановки почти 20 лет. Сценическая судьба «Русалки» сложилась намного более счастливо. Оперу поставили довольно быстро, однако мнения резко разделились по социальному принципу. Горячо приняли оперу люди низкого сословия, крестьяне, а члены императорской семьи не удостоили «Русалку» своим вниманием.

Исполнение оперы также  отличалось неровностью, К. Н. Лядов, главный дирижер русской оперной труппы от спектакля к спектаклю делал все новые и новые сокращения, которые нарушали логику не только музыкального, но даже сценического развития сюжета. Оформление оставляло желать лучшего, костюмы и декорации были взяты из недавно прошедшего драматического спектакля «Русская свадьба», что сразу было замечено публикой.  Жалоба композитора в министерство на скудность и бедность постановки, а также просьба не допустить изъятия «Русалки» из театрального репертуара, была спущена вниз, в Дирекцию театров. На что А. М. Гедеонов написал: «…дирекция…поставив оперу весьма недурно, употребила на это 2500р., а если не была она поставлена так, как ставятся итальянские оперы…ему небезызвестно, что количество сборов последней превышает сборы прочих трупп, а также высокая цена на места, и то внимание, которое обращено на итальянскую труппу высшими слоями, поставляют Дирекцию даже в обязанность заботиться  о блеске и роскоши итальянских спектаклей…»

А вот критика приняла «Русалку» сочувственно. В отзывах содержалось немало похвал, хотя были и критические замечания. Но главным мотором дальнейшего продвижения русской оперы  на сцены оперных театров стали артисты русской труппы, которые чутко уловили  настроения публики, постепенно начинавшей задавать тон не только на галерке, но и в партере. Возобновленную в 60-х годах оперу Даргомыжского ждал ошеломительный успех.

Новаторство «Русалки» в том, что это произведение переходное, она провозвестник рождения грядущей трехликой русской оперы: реалистической народной, лирико - психологической и эпически-сказочной драмы. Даргомыжский использует разнообразную стилистику характеров и поступков персонажей. Главный персонаж Наташа  из влюбленной страдающей девушки превращается в жестокую мстительницу.  В единый музыкальный образ две такие разные ипостаси никак не связываются. Помочь этому превращению могли бы музыкально убедительные волшебные сцены, но до этого русской опере еще надо было дорасти…

Об опере «Каменный гость»  -  последнее крупное вокально-сценическое произведение Даргомыжского, оказавшее влияние на дальнейшее развитие русской музыки. «Каменный гость» действительно гениален, но, как полноценная опера, он, увы, не состоялся. Дело не в превратностях фортуны, а в коренных особенностях этой экспериментальной  работы.  «Каменный гость» полон находок для изучения, но не для воплощения в оперном театре. По сути, Даргомыжский миниатюрист, манипулирующий  мельчайшими нюансами музыкального языка. В опере он проявлял себя как блестящий тактик. Но весь миниатюризм потерялся в большом оперном пространстве. Даргомыжский знал это. Он лихорадочно работал, зная, что умирает. И ушел из жизни, зная, что его знамя будет подхвачено. Завершение оперы «Каменный гость» Кюи и Римским-Корсаковым стало мощным импульсом к развитию своеобразия черт русской оперы.

В конце 50-х годов Даргомыжский в письме к своей ученице Л. Беленицыной с горечью пишет: «Большинство наших любителей музыки и газетных писак не признает во мне вдохновения. Рутинный взгляд их ищет льстивых для слуха мелодий, за которыми я не гонюсь. Я не намерен для них снизводить музыку для забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды…»

Даргомыжский  - это композитор, превративший свои недостатки в достоинства. С наибольшей силой они проявляются в камерно-вокальном творчестве Даргомыжского. Мы видим на примерах его ранних вокальных сочинений и более поздних больших театральных драматических произведений этапы его творческой эволюции. Эволюции, превратившей автора незамысловатых, порой совершенно ординарных  салонных романсов в создателя гениальных в своей образной конкретике вокально-сценических зарисовок.

В 2023 году исполняется 210 лет со дня рождения Александра Сергеевича Даргомыжского. Эта юбилейная дата дает нам счастливую возможность еще раз прикоснуться к жизни и творчеству великого гениального новатора русской оперы. Современников Даргомыжского  - композиторов, исполнителей, критиков – заботила судьба его творческого наследия. Большое внимание творчеству Даргомыжского уделял Б. В. Асафьев. Он считал Даргомыжского одним из самых значительных «реалистов» XIX века. Некоторые произведения А. С. Даргомыжского обрели вторую жизнь в XX веке благодаря настойчивому подвижническому труду профессора М. С. Пекелиса. Он десятки лет посвятил  изучению творческого наследия и биографии композитора. Михаил Самойлович составил полный систематизированный список его вокальных произведений и песен, вокальных ансамблей и хоров, фортепианных произведений, опер, произведений для оркестра.

ЛИТЕРАТУРА

https://www.classicalmusicnews.ru/tikhomirov/alexander-dargomyzhsky/

И. Медведева  А. С. Даргомыжский.  - М.,  «Музыка», 1989

М. С. Пекелис  А. С. Даргомыжский и его окружение. – М., 1966-1983

А. Н. Серов «Русалка» Опера А. С Даргомыжского. – М., 1950

«Согласна на публикацию текста доклада в электронном сборнике докладов конференции».

Юридическое основание: «Закон об авторских правах и смежных правах».


Презентация



Комментариев нет:

Отправить комментарий